Жизнь после путча,
или как я стал главным инженером по ИТ и сисадмином в одном лице


В конце 80-х в стране начал разрастаться бардак, который в 1991 году решили пресечь некоторые члены ЦК КПСС, сделавшие попытку взять власть в свои руки сместив Предидента СССР, он же генсек ЦК КПСС (а генсеки были в СССР царями и богами, хотя официально это никогда не признавалось и на вопросы по этому поводу всегда отвечалось, что вся власть у нас принадлежит народу, а народ представлен Правительством страны). Эта попытка сразу получила в народе определениие путча. Путч выдохся за три дня (как сказал тогда кто-то из известных деятелей, "Я понял, что так будет, ещё в первые часы. А чего вы хотели? Это ж всё бывшие комсосмольские работники, а когда у них что путное получалось?") и народ, в т.ч. из нашей конторы, повалил из Партии толпами.

Когда меня наши ребята на третий день путча спросили, не собираюсь ли и я выходить из Партии — я ответил, что безмерно уважаю тех наших сотрудников, которые сделали это в первый день путча (а такие были, и не один человек), когда это было Поступком — теперь же такой выход напоминает бегство крыс с тонущего корабля. И что я лучше дождусь явного признания Партией своей нежизнеспособности. Долго ждать не пришлось — а у меня в личном архиве лежат теперь как реликвии не только партбилет с отметкой об уплате членских взносов за август 1991, но и Учётная карточка. Карточка эта со всеми записями в т.ч. грехов перед Партией, находившаяся ранее в парткоме за семью замками, но на последнем партсобрании выданная на руки всем, кто ещё оставался. Собрании последнем в буквальном смысле слова, как в анекдоте более ранних лет:
— Ты почему на последнем партсобрании не был?!
— Да если б я знал, что оно последнее, то обязательно пришёл бы!

Однако развалилась не только Партия: вся страна окончательно пошла вразнос и работы по специальности практически не стало (то, что высококвалифицированнейшие специалисты-офицеры, да ещё и нашей конторы, с ведома и даже с подачи руководителей, лично искавших заказы "на стороне", начали заниматься в служебное время "левыми" работами на рабочем месте, говорит о многом).

Мой начальник уволился (военного стажа у него хватало), учредил собственное охранное агентство, а через некоторое время пригласил туда меня. Учитывая, что минимальные выслуга и возраст для получения военной пенсии подполковника у меня как раз подходили (а многие у нас вообще уходили в те времена сами, даже не дотянув до выслуги), а ничего интересного в перспективе уже не просматривалось, я согласился и в тот же день подал рапорт об увольнении на пенсию.

Предполагалось, что выходить на новую работу надо будет месяца через два, так что время у меня вроде бы было. Но тут ситуация изменилась и оказалось, что к тому моменту, как надо было выходить на новую работу в первый раз, приказ об увольнении подписать не успевают. Что ж делать, иду к своему непосредственному начальнику, обрисовываю ситуацию и сообщаю (не прошу принять решение, а именно сообщаю; попробуй я или кто ещё сообщить такое до конца 80-х или сейчас — сразу попадёшь под приказ об увольнении "по компрометирующим обстоятельствам", со сгоранием всей выслуги и каких-либо надежд на военную пенсию), что, благо режим на новом месте "сутки - трое" и свободные дни у меня будут — приходить на работу буду, но в лучшем случае пару раз в неделю. Грустный понимающий взгляд — и вопрос решён. И вот на спинку своего стула на рабочем месте я вешаю пиджак, а сотрудникам группы даю инструкцию, что если меня кто будет искать и спрашивать, когда буду, то честно отвечать "Не знаю, но пиждак висит" и потом говорить мне, кто мной за эти дни интересовался.

В итоге приказ об увольнении я получил на руки только во второй половине января, через пять месяцев после того разговора с начальником — и увидел, что подписан он 31 декабря: верхам конторы было не до нас, шли события на Кавказе и большое руководство, "Хрюша со Степашей" как мы шутили, улаживало их. Поинтересовался в шутку у кадровика, почему руководство подписало приказ декабрём, т.е. задним числом, а не январём — и получил на ушко ответ, что из-за этих нескольких дней пришлось бы предоставлять мне большой (из-за звания и возраста+выслуги) оплачиваемый годовой отпуск и ряд стандартных годовых выплат, а я и так по сравнению с той датой, которой просил уволить, более квартала получал своё офицерское довольствие — да ещё и почти не выходя на работу.

Ну а вскоре после информирования начальника я уже начал, вместе с охранниками своей смены, совершать обходы одного из вводившихся в эксплуатацию объектов, а месяца через три пересел на рабочий стул оперативного дежурного охраны в помещении, в котором только завершалась отделка, но через несколько дней уже появилась аппаратура и компьютеры. С компьютерами я был к тому времени знаком на уровне специалиста, поэтому в отладке этого хозяйства принимал активное участие, зная некоторые тонкости (не зря ж в т.ч. изучил все закоулки объекта), которые могли мне помочь в работе — или затруднить её, чего не хотелось бы. Спецы, устанавливавшие аппаратуру, поначалу смотрели на меня с подозрением (мол, что за фигня: охранник, и при том тупой военный советы специалистам даёт) — но после нескольких дельных советов в тупиковых ситуациях и пары написанных скриптов, упрощающих работу, зауважали и стали прислушиваться.

Ну и потихоньку, в т.ч. в процессе работы и ночных бдений с ней связанных, квалификацию повысил до получения признания со стороны MS и присвоения в январе 2000 года звания "Ударник Микрософтового труда" Microsoft MVP (Desktop Systems), которое и пронёс аж 14 сроков.

Мой бывший, он же текущий начальник, зная меня пару десятков лет, регулярно приглашал меня в фирму, где у него было основное место работы и которая обслуживалась его же охранным агентством (посему из учредителей ему пришлось через некоторое время уйти). Приглашал для решения сложных вопросов и для проведения в т.ч. деликатных компьютерных работ — в основном у руководства, с которым мы быстро нашли общий язык. И когда на этой фирме увольнялся сисадмин, то начальник предложил на эту должность свою кандидатуру, предварительно спросив у меня, согласен ли я поменять место работы. Ну ещё бы не согласиться было.

И вот вызывают меня на собеседование к руководству. Оказалось что оно было даже не в курсе, кого им собираются предложить в качестве кандидата. Заместитель шефа, увидев меня, широко открыл глаза и повернулся к моему начальнику: "Это что, вот этот?? Так я ж его знаю, и вопросов у меня к нему нет!". Затем повернулся ко мне: "Мы предлагаем вам должность системного администратора, главного инженера по IT. Вас такая должность устроит?" И, помолчав чуток, ехидно добавил: "Надеюсь что эта запись вам трудовую книжку после охранника не испортит".

На следующий день я уже работал на новом месте. Фирма расширялась, создавались филиалы, слова "системный администратор" при изменении названия фирмы из трудовой книжки исчезли, для управления в т.ч. филиалами у меня появились зам в должности "Главный инженер по связи", толковейший компьютерщик причём, и ещё двое сотрудников. Так я и проработал в этой должности до развития крысиса...

25 Jul 2018


Назад